Экологические нормативы и стандарты имеют важное значение в оценке антропогенного воздействия на окружающую среду. Но, вместе с этим, не существует единой системы нормативных показателей, пригодных для всех регионов страны. Это объясняется тем, что последствия одних и тех же антропогенных нагрузок проявляются по-разному в различных экосистемах и сферах природопользования, т.к. это зависит от климата, специфических особенностей биоценоза, ландшафта, степени хозяйственной освоенности территории и ряда других условий.
В практике мониторинговых наблюдений используют две основные группы нормативных показателей: санитарно-гигиенические и экологические.
Санитарно-гигиенические показатели
Данные показатели устанавливаются исходя из требований экологической безопасности населения (Петров, 2004). Нормативы силы антропогенного воздействия на окружающую среду определяют допустимый уровень разовой нагрузки на экосистему со стороны природопользователя. Эта нагрузка не приведет к потере устойчивости экосистемы. Норматив воздействия обычно устанавливается каждому природопользователю по характерным для него видам загрязнителей с учетом периодичности антропогенной нагрузки. Для экосистем может быть определен и разовый норматив для аварийных и катастрофических ситуаций, воздействие которых не приведет к нарушению ее устойчивости. Значения нормативов воздействия должны с одной стороны обеспечивать условия самовосстановления окружающей среды (норматив состояния), а с другой – не препятствовать развитию и регулировать этот процесс (норматив воздействия). Нормативы состояния предназначены для контроля за качеством окружающей среды. Нормативы воздействия – для контроля над уровнем нагрузки на экосистему со стороны природопользователей и определения нанесенного ими ущерба.
Экологические нормативы качества экосистемы указывают на допустимую границу изменения параметров ее состояния, за которой становятся реальными последствия нарушения структуры экосистемы. Эти критерии рассматриваются как мера антропогенного воздействия экосистемы и ландшафты, при которой основные функционально-структурные характеристики не выходят за пределы естественных изменений.
В экологическом нормировании выделяют два основных подхода к решению проблемы единой системы нормативных показателей: монографический и системный (комплексный).
Согласно монографическому подходу, нормативы состояния устанавливаются для каждого вида загрязнения на уровне «порога чувствительности» эталонного реципиента к его воздействию. В качестве основных норм состояния используют предельно допустимые концентрации (ПДК) и стандарты качества окружающей среды (Методические рекомендации по применению требований …, 2004).
ПДК представляет собой количество загрязнителя в определенной сфере окружающей среды, которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье. Стандарты качества окружающей среды представляют собой аналоги ПДК для других наиболее чувствительных к неблагоприятному воздействию биологических видов.
На основе значений ПДК природопользователям устанавливаются нормативы выделения в ту или иную сферу окружающей среды загрязнителей (нормативы воздействия). Суммарное воздействие всех природопользователей на данной территории по каждому загрязнителю не должно приводить к превышению его ПДК в каждой из сфер.
Степень загрязнения окружающей среды принято оценивать по кратности превышения ПДК, предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС), временно согласованных выбросов и сбросов (ВСВ, ВСС), классу опасности (токсичности) веществ, допустимой повторяемости концентраций заданного уровня, количеству химических элементов и соединений (Хотунцев, 2002). В случае одновременного присутствия нескольких загрязняющих веществ используются суммарные показатели.
где Сi – фактическая концентрация i-го загрязнителя.
ПДК представляет собой некоторое пороговое значение концентрации загрязнителя, превышение которого вызывает негативные эффекты в организме человека. Гигиенические ПДК для человека устанавливаются для атмосферного воздуха, водных объектов, почвы и пищевых продуктов. Аналогичные характеристики устанавливаются для физических загрязнений окружающей среды – шума, вибрации, электромагнитного излучения. Значения ПДК определяется согласно следующим признакам:
-
допустимая концентрация не оказывает прямого или косвенного воздействия на организм человека;
-
эффект привыкания к загрязнению рассматривается как нежелательный;
-
результирующее значение ПДК для человека устанавливается в несколько раз ниже максимально недействующей концентрации для животного, чтобы обеспечить большую надежность.
Все существующие нормы ПДК представляют собой компромисс между допустимым и реально существующим уровнем загрязнения окружающей среды. ПДК часто критикуются за пренебрежения к эффектам аккумуляции, транслокации. Постоянные незначительные загрязнения в пределах ПДВ (ПДС) трудноразложимыми загрязнителями ведут к их накоплению в природной среде в концентрациях, опасных для биологических сообществ. Подвергаются критике и лабораторные методы оценки ПДК, не учитывающие специфических особенностей нахождения загрязнителей в естественных условиях. Экологические нормативы ПДК не могут быть едиными для всех типов экосистем и для разных климатогеографических условий. В ряде регионов страны природный фон концентраций ряда химических веществ весьма высок и превышает общепринятые ПДК в несколько раз, как это показано в работе Хуршудова А.Г и Шора Е.Л. (2000) на примере анализа результатов проб почв лицензионных участков нефтегазодобывающих предприятий Нижневартовского района ХМАО.
В настоящее время применяются показатели качества отдельных компонентов окружающей среды, в основу которых положены действующие нормативы ПДК, ПДВ, ПДС (Хван, 2003).
Основными общими недостатками всех этих показателей являются:
-
применение ПДК в качестве пороговой величины. Норматив ПДК не является экологической величиной;
-
преимущественное отслеживание ситуации всего лишь по одной составляющей - химической - и только по направлению состава;
-
отсутствие связи с количественной оценкой степени экологической безопасности;
-
плохая совместимость этих показателей с требованиями, выдвигаемыми информационными системами и системами принятия решений.
Экосистемный подход к определению экологических нормативов. Экосистемные показатели качества территории
Данный подход не получил широкого распространения в практике природоохранной деятельности. Это связано с отсутствием единого понимания самой экосистемы, ее структурного представления, целей функционирования и развития, унифицированных подходов к определению качества ее состояния и силы воздействия. Все это не позволяет устанавливать для природопользователей научно обоснованные нормативы экологических платежей, соответствующих его уровню. Экологические нормативы должны быть различными для отдельных экосистем (т.к. каждая из них индивидуальна), различаться в зависимости от климатических и географических условий региона, состояния и запаса устойчивости экосистемы.
Уровень экологического качества территории можно охарактеризовать степенью соответствия ее текущего состояния принятым стандартам (т.е. показателями состояния) и ее способностью выдержать антропогенную нагрузку, восстановить утраченное качество или перейти в новое качественное состояние, удовлетворяющее условиям стабильности природного сообщества (т.е. показателями устойчивости).
Основным объектом приложения природоохранного механизма является локальный уровень (Тхомиров и др., 2003). Именно в нем наиболее четко прослеживается взаимосвязь между силой воздействия и его последствиями для природных систем и человека, конкретизируется область применения природоохранных и рекультивационных мероприятий. Кроме того, в рамках одного региона нормы состояния разных территорий локального уровня, как правило, одинаковы, что объясняется сходством природно-климатических условий, видового состава биогеоценоза и другими факторами. В такой ситуации для охраны окружающей среды в регионе может быть использован типовой (по составу и уровню нормируемых характеристик, методам их оценки и учету) управленческий механизм. Этот механизм управления ЭБТ регламентирует воздействия, обосновывает целесообразность внедрения природоохранных и восстановительных мероприятий, регулирует экономические взаимоотношения в природоохранной сфере с учетом сложившихся социально-экономических предпочтений населения данного региона, в котором выделяют следующие зоны:
-
пригодные для сельскохозяйственного использования (пахотные, кормовые, приусадебные земли и участки, многолетние насаждения, сенокосы и т.п.);
-
лесное хозяйство (почвозащитные, полезащитные, курортные, рекреационные, общего использования леса);
-
селитебные зоны (городские и поселковые застройки, городские лесонасаждения и т.п.);
-
дороги (автомагистрали, грунтовые и прилегающие к ним участки, шириной до 100 м);
-
водный ландшафт и прилегающие к нему земли (пойма, лес, заболоченные участки);
-
промышленные зоны;
-
беллигеративные земли (территории, отведенные под использование, связанное со значительным разрушением их состояния, т.е. испытательные полигоны, карьеры, отвалы и т.п.).
Каждая из зон характеризуется специфическим набором показателей, которые могут выражать уровень ее экологической состояния и устойчивости и служить исходной информационной основой для разработки аналогичных обобщенных показателей всей территории.
На основании множества отобранных показателей качества экологического состояния выделенных зон территории может быть определена обобщенная характеристика ее экологического состояния (Хван, 2003). Для этих целей следует использовать обобщенный индекс качества экологического состояния территории (индекс экологического качества), количественная характеристика которого может быть рассчитана с использованием следующего выражения:
где - площадь территории i-й зоны с j-м нарушением; S – общая площадь территории; - весовой коэффициент, отражающий значимость качества i-й зоны при j-м загрязнении.
Pij – текущий уровень j-й учитываемой характеристики нарушения экологической ситуации в i-й зоне; Pijф – фоновый уровень нарушения по j-й характеристике в районе расположения территории; ПДКij – ПДК j-го загрязнения в i-й зоне.
В расчетах индекса для химических соединений и элементов рекомендуется использовать максимум Pij или ПДКij. Таким образом, для территории без нарушения выражение Pij/Pijф или Pij/ПДКij равно 1.
|