| 
   
5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии 
  
Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием 
  
Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.  
  
Для этого необходимы: 
- 
развитие государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учётом различных форм их освоения;  
 - 
чёткое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды; учёт экологических проблем при регулировании отношений собственности на природные ресурсы;  
 - 
обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, а также совершенствование системы лицензирования, сертификации и паспортизации;  
 - 
развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;  
 - 
совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ;  
 - 
внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа её состояния в масштабах страны и регионов;  
 - 
поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;  
 - 
создание в секторах промышленности, в которых осуществляется потенциально опасная деятельность, специализированных подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий такой деятельности;  
 - 
наделение должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, необходимыми полномочиями, обеспечение им государственной защиты и предоставление социальных гарантий.   
Нормативное правовое обеспечение и правоприменение 
  
Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и её неотвратимости.  
  
Для этого необходимы: 
- 
устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права;  
 - 
обеспечение реализации законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;  
 - 
правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;  
 - 
развитие системы государственных стандартов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;  
 - 
гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и норм международного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам;  
 - 
развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды;  
 - 
укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;  
 - 
совершенствование методик расчёта и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или осуществление экологически опасных видов деятельности;  
 - 
обеспечение применения механизмов прекращения незаконной деятельности.   
Экономические и финансовые механизмы 
  
Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, её охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.  
  
Для этого необходимы: 
- 
обеспечение перехода в сфере природопользования к системе рентных платежей;  включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учётом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);  
 - 
создание полноценного механизма взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, платежей и их использование на сохранение и восстановление природной среды, в том числе биоразнообразия;  
 - 
реализация в полной мере принципа "загрязнитель платит";  
 - 
обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;  
 - 
разработка научно обоснованной методики определения размера компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате экологически опасной деятельности, в том числе военной, обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и здоровью населения;  
 - 
обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства;  
 - 
создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счёт средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;  
 - 
формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;  
 - 
создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров и услуг независимо от страны-производителя;  
 - 
совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учётом задач сохранения и восстановления природной среды (включая оценку прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий и др.);  
 - 
установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду;  
 - 
содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и добровольной сертификации;  
 - 
внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров;  
 - 
введение ответственности производителя за произведенный продукт на всех стадиях - от получения сырья и производства до утилизации; 
 - 
создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;  
 - 
использование схем международных финансово-экономических расчетов с учетом вклада стран в обеспечение глобальной устойчивости биосферы ("долги за природу", углеродный кредит и другие механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями);  
 - 
формирование условий для стимулирования благотворительности в области охраны природы.   
Экологический мониторинг и информационное обеспечение 
  
Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и её возможных неблагоприятных изменениях.  
  
Для этого необходимы: 
- 
развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды;  
 - 
совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов;  
 - 
совершенствование системы показателей, создание методологии экологического мониторинга Российской Федерации, а также техническое и материальное обеспечение деятельности системы экологического мониторинга;  
 - 
обеспечение достоверности и сопоставимости данных экологического мониторинга по отдельным отраслям экономики и регионам страны;  
 - 
совершенствование системы учёта и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;  
 - 
проведение работ по выявлению зон экологического бедствия;  
 - 
выявление и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и населения;  
 - 
инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов;  
 - 
оценка риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения;  
 - 
формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;  
 - 
инвентаризация территории для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды, природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно-оздоровительным значением;  
 - 
формирование системы государственных кадастров природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и территорий традиционного природопользования;  
 - 
обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной для их безопасности;  
 - 
информационное обеспечение учёта результатов государственной экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.   
Научное обеспечение 
  
Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.  
  
Для этого необходимы: 
- 
формирование теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию Российской Федерации;  
 - 
разработка экологической составляющей стратегического прогноза развития России;  исследование возможного глобального и регионального изменения климата и его последствий для природной среды;  
 - 
исследование биологических систем и их средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической ёмкости природных систем;  
 - 
разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;  
 - 
разработка научных принципов и технологий использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их устойчивое воспроизводство;  
 - 
разработка принципов использования атмосферного воздуха (воздушных ресурсов) в целях сохранения окружающей среды;  
 - 
разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных и растений, а также природных сообществ и систем;  
 - 
анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;  
 - 
разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учётом их средообразующей функции, для использования при принятии решений в различных отраслях экономики Российской Федерации;  
 - 
создание основ определения экологических рисков в целях создания системы управления качеством природной среды;  
 - 
разработка средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;  
 - 
изучение связи между заболеваниями людей и изменениями качества окружающей среды;  
 - 
разработка и развитие современных методов экологического мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.   
Экологическое образование и просвещение 
  
Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.  
  
Для этого необходимы: 
- 
создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;  
 - 
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;  
 - 
усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;  
 - 
подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;  
 - 
включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;  
 - 
государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;  
 - 
разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;  
 - 
развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;  
 - 
повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;  
 - 
поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.   
Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии 
  
Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.  
  
Для этого необходимы: 
- 
совершенствование законодательства для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путём проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов;  
 - 
обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, реализующих политику в области экологии;  
 - 
поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности;  
 - 
создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов;  
 - 
совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.   
Региональная политика в области экологии 
  
Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.  
  
Для этого необходимы: 
- 
внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового, принципа управления природными комплексами;  
 - 
концентрация имеющихся и создаваемых производств на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;  
 - 
резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования, территорий, ещё не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо непревышение экологической емкости природных систем при освоении этих территорий;  
 - 
учет задач по сохранению целостности природных комплексов в процессе территориального планирования;  
 - 
расширение практики использования местных природных, сырьевых и энергетических ресурсов на основе экологически чистых технологий;  
 - 
обеспечение приоритетного участия коренных малочисленных народов в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.   
Международное сотрудничество 
  
Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путём участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.  
  
Для этого необходимы: 
- 
участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке и выполнении международных договоров по её охране;  
 - 
содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров;  
 - 
активное участие в международных экологических организациях, в том числе входящих в систему Организации Объединённых Наций;  
 - 
обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов, реализуемых на территории России;  
 - 
упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде.   
Реализация экологической доктрины Российской Федерации 
  
Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики. 
  
Этапы реализации экологической доктрины Российской Федерации 
  
Реализация Экологической доктрины осуществляется в три этапа через законы, постановления и планы действия Правительства Российской Федерации:  
  
Подготовительный. До 2003 года модернизируются система государственного управления и нормативная правовая база, обеспечивающие эффективное сочетание административного регулирования и рыночных механизмов, корректируется стратегия социально-экономического развития страны, разрабатываются планы действий по реализации Экологической доктрины на уровне Российской Федерации, ее субъектов и отраслей хозяйства, определяются приоритеты научных исследований, источники финансирования и т. д.  
  
Исполнительный. В этот период (с завершением к 2010 году) осуществляются предусмотренные Экологической доктриной преобразования в экономике и социальной сфере, реализуются федеральные, региональные и отраслевые планы действий. На этом этапе ожидается получение первых результатов, а также улучшение состояния окружающей среды.  
  
Итоговый. В 2010 году проводится оценка результатов выполнения Экологической доктрины, влияния ее реализации на социально-экономическое развитие страны, обобщается накопленный опыт. В конце этого этапа Экологическая доктрина пересматривается и обновляется.  
Задачи, определенные Экологической доктриной Российской Федерации, позволят поэтапно разрабатывать планы действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования в Российской Федерации. 
  
		
	  |