Четверг, 25.04.2024, 00:59
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
ЭБТ [13]
ИС ЭБТ [9]
Нижневартовский район ХМАО [5]
Источники информации [3]
Оглавление [3]
Конференции по экологии [18]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика


Топ100 - Естественные науки
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Источники информации

Экологическая доктрина Российской Федерации
 
5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии
 
Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием
 
Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.
 
Для этого необходимы:
  • развитие государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учётом различных форм их освоения;
  • чёткое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды; учёт экологических проблем при регулировании отношений собственности на природные ресурсы;
  • обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, а также совершенствование системы лицензирования, сертификации и паспортизации;
  • развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;
  • совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ;
  • внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа её состояния в масштабах страны и регионов;
  • поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;
  • создание в секторах промышленности, в которых осуществляется потенциально опасная деятельность, специализированных подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий такой деятельности;
  • наделение должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, необходимыми полномочиями, обеспечение им государственной защиты и предоставление социальных гарантий.
Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
 
Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и её неотвратимости.
 
Для этого необходимы:
  • устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права;
  • обеспечение реализации законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;
  • правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;
  • развитие системы государственных стандартов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  • гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и норм международного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам;
  • развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды;
  • укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;
  • совершенствование методик расчёта и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или осуществление экологически опасных видов деятельности;
  • обеспечение применения механизмов прекращения незаконной деятельности.
Экономические и финансовые механизмы
 
Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, её охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.
 
Для этого необходимы:
  • обеспечение перехода в сфере природопользования к системе рентных платежей;
    включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учётом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);
  • создание полноценного механизма взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, платежей и их использование на сохранение и восстановление природной среды, в том числе биоразнообразия;
  • реализация в полной мере принципа "загрязнитель платит";
  • обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;
  • разработка научно обоснованной методики определения размера компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате экологически опасной деятельности, в том числе военной, обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и здоровью населения;
  • обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства;
  • создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счёт средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
  • формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
  • создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров и услуг независимо от страны-производителя;
  • совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учётом задач сохранения и восстановления природной среды (включая оценку прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий и др.);
  • установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду;
  • содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и добровольной сертификации;
  • внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров;
  • введение ответственности производителя за произведенный продукт на всех стадиях - от получения сырья и производства до утилизации;
  • создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;
  • использование схем международных финансово-экономических расчетов с учетом вклада стран в обеспечение глобальной устойчивости биосферы ("долги за природу", углеродный кредит и другие механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями);
  • формирование условий для стимулирования благотворительности в области охраны природы.
Экологический мониторинг и информационное обеспечение
 
Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и её возможных неблагоприятных изменениях.
 
Для этого необходимы:
  • развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды;
  • совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов;
  • совершенствование системы показателей, создание методологии экологического мониторинга Российской Федерации, а также техническое и материальное обеспечение деятельности системы экологического мониторинга;
  • обеспечение достоверности и сопоставимости данных экологического мониторинга по отдельным отраслям экономики и регионам страны;
  • совершенствование системы учёта и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
  • проведение работ по выявлению зон экологического бедствия;
  • выявление и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и населения;
  • инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов;
  • оценка риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения;
  • формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • инвентаризация территории для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды, природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно-оздоровительным значением;
  • формирование системы государственных кадастров природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и территорий традиционного природопользования;
  • обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной для их безопасности;
  • информационное обеспечение учёта результатов государственной экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.
Научное обеспечение
 
Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.
 
Для этого необходимы:
  • формирование теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию Российской Федерации;
  • разработка экологической составляющей стратегического прогноза развития России;
    исследование возможного глобального и регионального изменения климата и его последствий для природной среды;
  • исследование биологических систем и их средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической ёмкости природных систем;
  • разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
  • разработка научных принципов и технологий использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их устойчивое воспроизводство;
  • разработка принципов использования атмосферного воздуха (воздушных ресурсов) в целях сохранения окружающей среды;
  • разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных и растений, а также природных сообществ и систем;
  • анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
  • разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учётом их средообразующей функции, для использования при принятии решений в различных отраслях экономики Российской Федерации;
  • создание основ определения экологических рисков в целях создания системы управления качеством природной среды;
  • разработка средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
  • изучение связи между заболеваниями людей и изменениями качества окружающей среды;
  • разработка и развитие современных методов экологического мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Экологическое образование и просвещение
 
Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
 
Для этого необходимы:
  • создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;
  • включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
  • усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
  • подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;
  • включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;
  • государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;
  • разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
  • развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
  • повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
  • поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.
Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии
 
Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.
 
Для этого необходимы:
  • совершенствование законодательства для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путём проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов;
  • обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, реализующих политику в области экологии;
  • поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности;
  • создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов;
  • совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.
Региональная политика в области экологии
 
Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.
 
Для этого необходимы:
  • внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового, принципа управления природными комплексами;
  • концентрация имеющихся и создаваемых производств на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
  • резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования, территорий, ещё не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо непревышение экологической емкости природных систем при освоении этих территорий;
  • учет задач по сохранению целостности природных комплексов в процессе территориального планирования;
  • расширение практики использования местных природных, сырьевых и энергетических ресурсов на основе экологически чистых технологий;
  • обеспечение приоритетного участия коренных малочисленных народов в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.
Международное сотрудничество
 
Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путём участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
 
Для этого необходимы:
  • участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке и выполнении международных договоров по её охране;
  • содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров;
  • активное участие в международных экологических организациях, в том числе входящих в систему Организации Объединённых Наций;
  • обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов, реализуемых на территории России;
  • упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде.
Реализация экологической доктрины Российской Федерации
 
Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.
 
Этапы реализации экологической доктрины Российской Федерации
 
Реализация Экологической доктрины осуществляется в три этапа через законы, постановления и планы действия Правительства Российской Федерации:
 
Подготовительный. До 2003 года модернизируются система государственного управления и нормативная правовая база, обеспечивающие эффективное сочетание административного регулирования и рыночных механизмов, корректируется стратегия социально-экономического развития страны, разрабатываются планы действий по реализации Экологической доктрины на уровне Российской Федерации, ее субъектов и отраслей хозяйства, определяются приоритеты научных исследований, источники финансирования и т. д.
 
Исполнительный. В этот период (с завершением к 2010 году) осуществляются предусмотренные Экологической доктриной преобразования в экономике и социальной сфере, реализуются федеральные, региональные и отраслевые планы действий. На этом этапе ожидается получение первых результатов, а также улучшение состояния окружающей среды.
 
Итоговый. В 2010 году проводится оценка результатов выполнения Экологической доктрины, влияния ее реализации на социально-экономическое развитие страны, обобщается накопленный опыт. В конце этого этапа Экологическая доктрина пересматривается и обновляется.
Задачи, определенные Экологической доктриной Российской Федерации, позволят поэтапно разрабатывать планы действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования в Российской Федерации.
 
Категория: Источники информации | Добавил: ecosafety (16.10.2008)
Просмотров: 2452 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: